Юдаев А.В. Реставрация в свете любительских достижений: часть вторая — экспериментальная
В этой части я несколько отойду от темы консервации находок и попытаюсь продемонстрировать одну из достаточно, на мой взгляд, эффективных методик, комбинирующую сразу несколько методов чистки. В том или ином виде я уже выкладывал свои результаты на форумах, просто сейчас делаю это в полном объёме и с некоторыми дополнениями.
Не секрет, что довольно большое количество монет, поднимаемых из земли могут представлять из себя один большой кусок патины с металлическим ядром, которое значительно меньше самой оригинальной монеты, о чём уже говорилось в первой части статьи. Как правило, такие находки консервируются максимально осторожно, а уже затем расчищаются под микроскопом, что требует очень хороших навыков и усидчивости. Менее печальный случай — ярковыраженные очаги т.н. «бронзовой болезни» или закиси меди, которые, при даже при вполне сносном состоянии находки, очень портят её внешний вид. Попытки удалить такие очаги, в лучшем случае, заканчиваются очень яркими и практически неретушируемыми точками на поле (когда идёт «подрезание» их шабером), либо, вообще, глубокими кавернами при чистке «радикальными» методами. А учитывая, что патина на таких находках «сложносоставная», их чистка вообще превращается в нетривиальную задачу.
Итак, имеем несколько относительно «ровных» монет с проглядывающей из под «сложносоставного» (многослойного: в данном случае на экземплярах 1 и 4 вверху т.н. малахит, под ним – закись меди красного цвета) окисла плотной патины. Хочу обратить внимание, что при попытке привести экземпляр №4 в «Божеский» вид обычными методами мы получим очень глубокую каверну и монету можно, как советует один очень уважаемый коллекционер «покрасить зелёной краской и выбросить «на фиг» в траву, чтобы её больше не нашли».
После множества экспериментов, не совсем удачных и совсем нЕудачных, был выработан метод, позволяющий частично закрепить и восстановить металл под окислом…
До освоения механической расчистки и первичной «полевой» консервации я довольно эффективно применял (да и сейчас иногда применяю), так называемый, метод двух масел. Суть его довольно проста, является альтернативой чистки в мыльном растворе, но при этом чистка проходит хоть и дольше, но, более мягко и лучше контролируется.
Первое, что необходимо сделать – это поместить монету на 2-3 суток в вазелиновое масло. Происходит «пропитка» и размягчение (для монет с «равномерным» окислом) верхнего коррозионного слоя, после чего аккуратно мягкой щёткой с мылом под струёй воды (без нажима) удаляются излишки. Вообще, вазелиновое масло относится к классу испаряемых масел, а это значит, что не происходит его закисания в порах и кавернах и «потения» монеты при дальнейшем её хранении.
Далее, монета погружается в льняное (обязательно нерафинированное) масло (иногда до 1-2 недель, но никто не запрещает «забыть» монету и на более длительный срок, результат будет поинтереснее) и раз в 2-3 дня также промывается. На этом этапе также происходит размягчение и отделение мягких слоёв, а также образование полимерной плёнки на поверхности монеты, укрепляющей «нижний» слой окисла (обычно это закись меди). И опять же, льняное масло не закисает, а образует очень плотную и достаточно твёрдую плёнку, и поэтому может, теоретически использоваться как дешёвая альтернатива «паралойду» (точно также его можно разводить ацетоном). После льняного масла, монету мыть с мылом необязательно — достаточно «насухо» протереть бумажной салфеткой и дать немного полежать на воздухе.
Последняя стадия обработки – гальваническая ванна. Установка очень проста и состоит из гранул цинка, залитых раствором едкого натра… Процесс, напоминает электролиз (собственно, это и есть его разновидность), только без внешних источников тока. Гранулы цинка и находкой в щелочном растворе образуют гальванопару . Важно: контакт монеты с цинком должен быть «точечным» (т.е. использование цинковых пластин крайне нежелательно) так как при соприкосновении в растворе можно получить налёт грязно-серого цвета на фоне тёмной патины, который будет практически невозможно снять.
Монета погружается в ванну и через небольшое время начинается довольно бурная реакция, в процессе которой происходит частичное восстановление меди из окисла. После её замедления (или полного прекращения) артефакт вынимается и аккуратно промывается мягкой щёткой с мылом. Если с первого раза результат Вас не устроил – повторяем процедуру до полного удаления остатков поверхностного окисла и восстановления нижнего слоя до «чистой» меди. Если всё сделать правильно, то велика вероятность сохранения патины (если она конечно была), и монета приобретает «законченный» вид. Если «переборщить» – смотри фото…
Даже такой результат вполне приемлем, тем более, что очень похоже на «кабинетную» патину (на самом деле – это тонкий слой цинка с проглядывающей из под него медью).
К сожалению, получающийся восстановленный слой довольно хрупок (случайно уронив монету на твёрдую поверхность от неё откололись несколько кусочков, видимо из-за недодержки в процессе восстановления), поэтому можно применить дополнительную консервацию в растворе паралойда.
Подытожим: важно применять данный метод именно в той последовательности, которая описана выше, исключение хотя бы одного этапа ведет, как правило, к безвозвратной потере внешнего вида монеты. Данный метод также хорошо подходит и для «раскрытия» материала полностью «закрытого» слоем (слоями) окислов (читай – совсем «убитых» монет). Одно из самых важных, на мой взгляд, преимуществ данного метода – частичное восстановление красного налёта (закиси) до чистой меди, что очень сложно сделать «обычным» электролизом.
Напоследок ещё один пример реставрации, наглядно демонстрирующий эффективность метода для некоторых типов находок:
На фотографии — привеска-«змеевик» с очень плотной коркой окислов (по всей видимости образовавшихся вследствии воздействия высокой температуры), причём твёрдость её такова, что предварительная расчистка шаберами под микроскопом практически ни к чему не привела. В процессе расчистки выяснилось, что предмет отлит из оловянистой (серой) бронзы, имеет хорошо сохранившееся поле и непроливы (обведено на фотографии).
Далее находка была помещена в ванну (при этом предварительно она не консервировалась), но, в отличие от артефактов из чистой меди, бурная реакция так и не последовала, а в течении 10-15 минут наблюдалось резкое «вспухание» поверхностного слоя окислов, после чего она доставалась, промывалась и перемещалась для дальнейшей расчистки под микроскоп. После снятия слоя окислов предмет опять помещался в ванну. Процедура повторялась 3 раза, после чего окончательная расчистка теперь уже размягчённых окислов проводилась только под микроскопом.
Некоторые элементы изображения (например, лик архистратига и зерцало) представляли собой темный серо-зелёный рыхлый окисел, который в процессе расчистки приходилось закреплять отдельно.
После промывки в дистилляте и «просушки» в ацетоне, медальон был окончательно «закрёплён» в 3% растворе Паралойда.
Результат очень хорошо повторяем для пластики из данного сплава.
Продолжение следует…
Статья опубликована в альманахе «Деньга» №2 2012 г.